Интернет-магазин Интернет-магазин
| Начало | Наш Магазин | Обратная связь | Доставка и оплата товара | Контакты | Как сделать заказ | Скачать прайс лист | Просмотреть прайс лист | Сотрудничество | Выход |
  Каталог » ДЫМКОВСКАЯ ИГРУШКА. » Статьи
Поиск
Введите слово для поиска. Расширенный поиск
Разделы
Посуда и сувениры из глины.
Белорусская косметика.
Валдайские колокольчики из бронзы и латуни.
Изделия из натурального камня оникса, яшмы и змеевика.
Матрешки и русские сувениры.
Самовары.
Славянские талисманы и обереги из бронзы и ювелирной латуни.
Сувенирные зеркала и магниты.
Сувенирные разделочные доски и часы.
Шунгит. Изделия из шунгита.
Сувенирные декоративные тарелки и кружки.
Береста. Изделия из бересты.
Фигурки и наперстки из бронзы.
Жостовские подносы.
Изделия из дерева, резьба.
Хохлома.
Можжевельник. Изделия из можжевельника
Ложки, лопатки, подставки и сувениры из кедра.
Меховая игрушка и изделия из кожи.
Лапти.
Символ года.
Обереги для дома. Домовые.
Этнические музыкальные инструменты.
Поющие чаши и колокольчики.
Клыки и когти животных и птиц.
Сувениры из рога и кости.
Узбекские сувениры.
Магниты на холодильник.
Брелки на ключи.
Четки.
Узбекская посуда.
Полный список товаров
Информация
Инструкция по применению глиняной посуды.
Контакты.
Сотрудничество.
Наши реквизиты
Прайс-лист (Excel)
Прайс-лист (HTML)
Свяжитесь с нами
Производители
Скидки Перейти
Кувшин "Домик" настенный.
Кувшин "Домик" настенный.
550 руб.
440 руб.
Новинки Перейти
Штоф Матрешка №4.
Штоф Матрешка №4.
1,300 руб.
Язык
Русский
Рекомендуемые Перейти
Банка "Виноград" малая.
Банка "Виноград" малая.
540 руб.
Новинки Перейти
Штоф Матрешка №4.
Штоф Матрешка №4.
1,300 руб.
Статьи Статьи
Поиск в статьях:  
 
box_bg_l.gif.
Дымковская игрушка, пожалуй, один из самых старинных промыслов России. Он возник из любви к гончарной традиции вятских земель в глубокой древности. Название игрушки происходит от слободы Дымково, сегодня это район города Вятки. По мнению многих исследователей, развитие дымковской глиняной игрушки связано с обрядовым весенним праздником «свистопляской», который был посвящён солнцу. Чтобы принять участие в празднике, нужна была глиняная свистулька и расписной глиняный шарик, которым можно было перекидываться. Свистульки имели формы различных тотемных животных: медведь, козёл, баран, олень, но по сути своей были очень просты, так их основная функция была магическая, а не декоративная. Несмотря на ритуальное значение глиняных свистулек, заметна некоторая ирония, с которой мастера их лепили. Медведь, например, мог играть на каком-нибудь музыкальном инструменте, козёл мог быть одет в смешные штаны. Такие глиняные фигурки-свистульки лепили женщины и девочки задолго до праздника. Эта работа считалась исключительно женской. В XIX веке праздник превратился в оживлённую ярмарку «свистунью», с непременным свистом. Магическое значение празднества утратилось. Свистульки сохранялись, но приобретали всё более вычурные, декоративные формы. Если в древности основным сюжетом были животные, то в XIX столетии появляются женщины в нарядных одеждах, с младенцами, птицами, с корзинами с пирогами, с коромыслами, на скамеечках и в лодочках. Позже мастера дымковской игрушки обращаются к городским сюжетам: дамы-модницы, горожане, офицеры, купчихи, скоморохи. Что бы не изображала дымковская игрушка, её всегда можно отличить своей неповторимой нарядной раскраской. На белом фоне очень весело смотрятся синий, голубой, зелёный, жёлто-оранжевый, малиновый цвета. Их может быть до десяти. Орнамент всегда прост: клетки, полоски, круги, точки, ромбики, зигзаги в разных сочетаниях. Но эти простые геометрические узоры несут некую информацию. Например, синяя волнистая полоса обозначает воду, перекрещенные полоски – сруб колодца, круг с серединкой-звёздочкой – солнце и другие светила. Техника изготовления дымковской игрушки тоже очень проста. Игрушку лепят руками из местной красной глины, перемешанной с речным песком. Свистульки прокалывают палочкой. Фигурку лепят по частям. Отдельные элементы соединяют между собой жидкой глиной. Швы сглаживают мокрой тряпкой. Игрушку просушивают и обжигают, а затем покрывают белилами (мел, разведённый с молоком) и расписывают. Каждая дымковская игрушка – это ручная работа, которая существует только в единственном экземпляре. Каждая мастерица вносит свой почерк и колорит. Промысел дымковской игрушки и по сей день не имеет серийного производства, что отличает его от других народных промыслов. Сегодня дымковскую игрушку может попробовать изготовить любой взрослый и ребёнок, даже не имеющий специального образования. Нужна только глина, кисточка, краски и ваша фантазия. Среди современных русских глиняных игрушек самой большой известностью и популярностью пользуется дымковская (в прошлом вятская) игрушка. Это обобщенная, декоративная глиняная скульптура, близкая к народному примитиву: фигурки высотой в среднем 15-25 см, разукрашенные по белому фону многоцветным геометрическим орнаментом из кругов, горохов, полос, клеток, волнистых линий, яркими красками, часто с добавлением золота. Традиционными и постоянно повторяющимися в дымковской игрушке являются всадники, петухи, женские фигуры в расширяющихся книзу колоколообразных юбках и высоких головных уборах – кокошниках, именуемые няньками, кормилицами, барынями, водоносками. Дымковские индюки и кони реальны и фантастичны в одно и то же время. Индюк с пышным веерообразным хвостом, конь в ярко-синих яблоках-кругах, у козла красные с золотом рога. Во всех этих наивных и красочных образах так и видятся присущие русскому народу простодушие, удаль, оптимизм, склонность к сказочной, песенной интерпретации действительности. В женских фигурах большое значение имеют выразительные детали: нарядные прически, головные уборы, оборки на рукавах, передниках, пелеринки, муфты, зонтики, сумочки и т.п. Вылепленные игрушки высушивают при комнатной температуре от двух-трех дней до двух недель (в зависимости от размера). Затем их обжигают. Прежде обжиг проводили прямо в русской печи. Теперь же – в электрических муфельных печах. Обожженные до красно-раскаленного состояния и остывшие в печи игрушки покрывают ослепительно белым слоем мела, разведенного на снятом молоке. По этой побелке выполняют яркую многоцветную роспись. На одной фигурке применяют 6-8 цветов. В настоящее время используют гуашевые краски, разведенные на яйце. Традиционное приготовление состояло в растирании сухих анилиновых красок на яйце, разведенном уксусом или перекисшим квасом. В прошлом кисточка была самодельной из продернутого холщевого лоскута, намотанного на палочку. Пятна наносили торцом ровно срезанного прутика. Теперь употребляют колонковые или хорьковые кисти. Роспись представляет собой, как правило, крупный геометрический узор, сочетающийся с гладкоокрашенными частями. Особенно разнообразно и нарядно орнаментируют юбки. Орнамент часто покрывает фигуры животных, заменяя изображения шерсти или оперения. Цвета росписи локальные, сочетаются по принципу контраста и взаимного дополнения. Многоцветие подчеркнуто присутствием белого и черно цветов и дополнено блестящими квадратиками сусального золота (теперь – медный поташ), наклеенными на головные уборы и воротники дам, эполеты и кокарды военных, пышные хвосты индюков и т.д. С течением времени многоцветие и яркость росписи увеличились. Сохранившиеся от XIX- начала XX вв. дымковские игрушки не так интенсивно расцвечены. Позднее с развитием промысла появилось много сказочных, исторических и бытовых многофигурных композиций, включающих архитектуру (домики, карусели), элементы пейзажа (деревья, символизирующие лес, грядки с вилками капусты изображены в сцене «Уборка капусты») и т.д. Вместе с тем традиционный круг тем не утрачен, он помогает сохранить специфический неповторимый облик игрушек и в его пределах дает широкий простор творческой фантазии авторов. Для производства игрушки используется местная красная глина, тщательно перемешанная с мелким речным песком. Фигурки лепят по частям, свертывая нужную форму из раскатанных в блин глиняных комков. Отдельные детали собирают и долепливают, используя жидкую глину как связующий материал. Следы лепки сглаживают влажной тряпкой для придания изделию ровной поверхности. После полной просушки и обжига игрушки покрывают темперными белилами (прежде побелку осуществляли мелом, разведенным на молоке). Раньше игрушки расписывали анилиновыми красителями, замешанными на яйце с квасом, используя вместо кистей палочки и перья. Расписанная игрушка вновь покрывалась взбитым яйцом, что придавало блеклым анилиновым краскам блеск и яркость. Использование широкой гаммы - до десяти цветов - придает дымковской игрушке особую яркость и нарядность. Значение дымковской игрушки давно уже не игровое. Это – народная декоративная скульптура. Промысел игрушки уже в XIX в. приобрел самостоятельное значение, выделившись из гончарства. Название игрушки связано с местом изготовления - слободой Дымково (ныне - район г. Вятки). Промысел развивался от простых игрушек и свистулек к декоративной скульптуре. Наиболее характерны женские фигуры ("барыни", "кормилицы"). Большое место принадлежит многофигурным жанровым композициям на темы городской жизни. Праздничный и нарядный облик игрушек создается росписью по меловому фону, в основе росписи - геометрический орнамент и яркая, контрастная цветовая гамма, дополняемая наклеенными кусочками золотистой фольги. “Известный этнограф, изучавший вятскую деревню, писал, что в Вятке делают глиняные игрушки, что игрушки эти бессмысленны, и жаль - пропадает талант народа на таких глупых вещах. Впрочем, - добавлял ученый, - в последнее время благодаря стараниям земских работников вятские кустари начали делать необыкновенно изящные вещи: пепельницы, статуэтки царей и Наполеонов. Так не понимал красоту вятской игрушки известный ученый”. Промысел не стал развиваться по этому "полезному" пути, но к сожалению дымковская продукция давно утратила основные качества народной игрушки - простоту, непосредственность и дешевизну. Происхождение промысла связывалось с народным праздником "свистунья", когда по всей округе раздавались трели и свист глиняных свистулек, которых специально готовили тысячами к этому празднику. И хотя у Дымки действительно сформировалась особая пластика, однако благодаря статичности фигурок, а также их сюжетности, излишней детализованности, Дымка стала просто сувениром.
На данный момент нет статей в данном разделе.
box_bg_r.gif.
Корзина Перейти
Корзина пуста
Вход
E-Mail:
Пароль:
Регистрация | Востановление пароля
Отложенные товары Перейти
Нет отложенных товаров.
Отзывы о товаре Перейти
Сахарница "Кузовок".
заказывала эту сахарницу,хорош-
ая понравилась,тол-
ько размер н ..

5 из 5 звёзд!
Статьи
Новые статьи (0)
Все статьи (33)
Анекдоты. (1)
Богородская резьба по дереву. (2)
Валдайский колокольчик. (1)
Великие шахматисты мира.
Все о бересте. (2)
Гжель.
ДЫМКОВСКАЯ ИГРУШКА.
ЖОСТОВСКАЯ РОСПИСЬ.
Косметика. (2)
Лечебные свойства бересты (кора березы).
Можжевельник. (1)
Народные промыслы. (1)
Обереги. -> (10)
Посуда из глины. (5)
ХОХЛОМА
Этнические музыкальные инструменты. (1)
Матрешка. (1)
Натуральные камни, свойства. (6)

Отзывы о статьях
Новинки Перейти
Штоф Мужичок №8.
Штоф Мужичок №8.
1,300 руб.
Новинки Перейти
Матрёшка-штоф №10.
Матрёшка-штоф №10.
1,600 руб.


 Яндекс.Метрика Яндекс цитирования

RSS каналы